Каковы особенности тактики допроса при изобличении допрашиваемого во лжи?

 


Иногда в процессе расследования перед следователем возни-1 кает задача изобличить во лжи как свидетеля или потерпевшего, так и подозреваемого либо обвиняемого.

Мотивы дачи ложных показаний с в и детелем и потерпевшим:

• боязнь испортить отношения с другими проходящими по делу лицами, боязнь мести со стороны преступника или его связей;

• стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение, трусость;

• стремление выгородить или смягчить вину преступника в силу родственных, дружеских или интимных связей, или из корыстных соображений, либо наоборот, усугубить его вину из мести, ревности или иных низменных побуждений;

• стремление потерпевшего преувеличить или преуменьшить причиненный ему ущерб (с целью сокрытия источника приобретения утраченных ценностей);

• нежелание в последующем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд и т.п.;

• скептическое отношение к возможностям органов дознания и следствия раскрыть преступление, обеспечить возмещение материального ущерба или личную безопасность потерпевшего.

Мотивы дачи ложных показаний подозреваемым и обвиняемым:

• желание избежать ответственности за содеянное или преуменьшить свою вину, либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление — действительное или мнимое;

• желание выгородить или смягчить вину соучастников или, наоборот, — оговорить их из мести или в целях обеспечения своей безопасности в будущем;

• стремление оговорить себя из-за болезненного состояния психики, либо из желания попасть в особые условия жизни по причинам семейного, служебного или иного характера, или же из молодечества, бахвальства и т.п. Самооговор бывает следствием стремления скрыть неблаговидное, в том числе и преступное, поведение близкого человека.

Тактические     приемы     изобличения допрашиваемого во лжи делятся на три группы:

>Приемы эмоционального воздействия:

убеждение в неправильности занятой позиции, ее антигражданском характере;

• разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний и вредных последствий ложных показаний для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;

• воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого.

При допросе подозреваемого и обвиняемого помимо перечисленных приемов следует попытаться побудить допрашиваемого к раскаянию и чистосердечному признанию путем разъяснения как вредных последствий лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления, а также преступлений профлых лет, оставшихся нераскрытыми. Используется также фактор внезапности посредством постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет.

>Приемы логического воздействия предназначены для логического доказательства допрашиваемому, что он изобличен во лжи, демонстрации несоответствия его показаний действительности, «тупиковости» возникшей ситуации. К их числу относятся:

• предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого;

• предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ними и показаниями соучастников;

• логический анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников; доказательство бессмысленности занятой позиции, которая не может помешать в конечном счете установлению истины. >Тактические комбинации — создание ситуации, рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что объективно приводит к его изобличению. Такими комбинациями могут быть:

• создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя об обстоятельствах дела;

• сокрытие от допрашиваемого осведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела;

• метод косвенного допроса, заключающийся в постановке вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос о причастности допрашиваемого к преступлению, и др.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: