Каковы особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования по преступлениям, совершенным несовершеннолетними?

 


Преступления несовершеннолетних чаще всего выявляются в следующих криминальных ситуациях:

• при задержании подростка на месте преступления;

• когда потерпевшие или свидетели утверждают, что по внешнему виду и поведению это был несовершеннолетний;

• при обнаружении типичной для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстановки места происшествия и следов.

Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователем органов внутренних дел. До принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить возраст правонарушителя, решить вопрос о целесообразности расследования, выяснить, нет ли в данном конкретном случае обстоятельств, исключающих уголовную ответственность подростка, какие меры воспитательного воздействия или административной ответственности должны быть приняты в отношении нарушителя, если возбуждать уголовное дело нецелесообразно.

При планировании расследования не-обходимоучесть:

• характер совершенного преступления, личность несовершеннолетнего и его точный возраст. Выяснение этих обстоятельств может быть затруднено отсутствием у подростка в 14—15 лет документов, удостоверяющих личность и возраст, неверными сведениями, которыми он располагает о точном времени и месте своего рождения, обманом, когда подросток выдает себя за другое лицо, особенностями интеллектуального развития подростка, его физического и душевного здоровья;

• условия формирования личности подростка, морального облика, состояния здоровья, воспитания в семье, отношения родителей к детям; материальное обеспечение, круг интересов членов семьи;

• влияние на подростка товарищей по учебе, работе, их облик, поведение, круг интересов, были ли среди них правонарушители, подвергался ли подросток приводам в мили-

цию, административному воздействию или уголовному наказанию, когда, за какие правонарушения;

• отношение к труду, учебе, окружающим его людям, круг интересов подростка, любит ли он читать, что именно, какие кинофильмы смотрит, чем занимается в свободное время от учебы или работы, употребляет ли алкоголь, наркотики;

• отношение к совершенному преступлению, его оценка;

• наличие» подстрекателей и иных лиц, которые могли способствовать совершению преступления подростком, кто эти лица, их характеристика;

• мотивы преступления, условия их возникновения и созревания до стадии реализации в преступном поведении;

• имущество несовершеннолетнего правонарушителя, самостоятельность заработка.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: