Каковы особенности тактики следственных действий при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними?

 


Основные усилия следователя при осмотре места происшествия направляются на выявление следов и изучение обстановки. Например, анализ похищенного ассортимента товаров дает основание для предположительного вывода о совершении преступления подростком. Несовершеннолетние чаще всего посягают на следующие предметы:

а) продукты для их личного потребления;

б) мотоциклы, мопеды, велосипеды;

в) предметы молодежной моды (одежда, магнитофоны, компьютеры и т.п.);

г) деньги;

д) традиционные объекты коллекционирования (марки, старинные монеты и др.).

При осмотре места происшествия должен быть глубоко проанализирован способ совершения преступления, который более определенно отражает личностные качества несовершеннолетнего правонарушителя, так как он обусловлен главным образом субъективными свойствами подростка, отсутствием жизненного и профессионального опыта.

О причастности несовершеннолетнего к преступлению могут свидетельствовать:

• небольшие по размеру следы рук и ног, которые обычно оставляют малолетние и подростки в возрасте 14—15 лет;

• характерная для несовершеннолетних этого же возраста дорожка следов: угол шага у них менее открыт, ширина шага несколько больше, чем у взрослых;

• оставленные на месте происшествия личные вещи преступника;

• следы обуви, которую носят подростки (кроссовки);

• следы зубов на продуктах, по которым можно определить примерный возраст подозреваемого.

Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, то следователь принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или опровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотрицании своей причастности к совершенному преступлению несовершеннолетний может быть привлечен к участию в осмотре.

Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаружения похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, в который был подросток в момент совершения преступления, дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его потребностей, интересов, ближайшего окружения и связей. Одновременно обыск является источником информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего. В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшенных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно получить информацию о наличии комнаты, принадлежащей подростку, подвале, гараже, других подсобных помещениях.

При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи они держат при себе или открыто хранят дома.

Если при обыске обнаружены вещи, которые, как правило, не похищают подростки, отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений, то это — основание для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослых.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

• следователь на первоначальном этапе расследования не располагает достаточными данными о причастности несовершеннолетнего подозреваемого к расследуемому событию;

• допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку;

• подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки.

Необходимо установить психологический контакт, но в полной мере не снимать напряжение с подростка. Этому будут способствовать коммуникативные качества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающие позитивные интересы несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т.д.). При подготовке к допросу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить от родителей, учителей, представителей трудовых коллективов, в инспекции по делам несовершеннолетних.

Первый допрос должен касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объективных данных о подростке, его поведении и связях будет получено, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Большое значение при допросе несовершеннолетних правонарушителей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания «выдать» соучастников. Тактика допроса должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.

Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. Несовершеннолетнему разъясняют значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления, используют положительные личные качества несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос

о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и сопоставление полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность позиции несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки.

Тактика допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению.

>В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы:

• максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника;

• получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний;

• выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных деяний;

• постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления;

• не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. >При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе подозреваемых, целесообразно:

• предъявлять в определенной последовательности собранные в процессе расследования доказательства, которые не должны представлять сложную схему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;

• предъявлять только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления;

• допущение легенды, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных по-

казаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;

• психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого, характера доказательств, которыми располагает следователь, и позиции допрашиваемого;

• разъяснить значение чистосердечного раскаяния.

Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

На очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенной внушаемости и податливости, а также в результате сильного психического воздействия со стороны другого допрошенного лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следственных действий, следователь должен использовать прежде всего эти возможности.

При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. Желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник.

На очной ставке с взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую бы позицию он ни занимал, за исключением случаев:

• если подросток дает заведомо ложные показания;

• когда уровень антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника;

• если разница в возрасте допрашиваемых незначительна. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому.

Несовершеннолетние свидетели:

• очевидцы и иные свидетели;

• подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;

• подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или не возбуждалось в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется:

• при наличии данных об отставании в психофизиологическом развитии;

• при особой замкнутости свидетеля;

• в случае допроса свидетеля с антисоциальной направленностью личности.

Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допрашивают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитателя детсада) и родителей.

Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что родители, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела. Показания данной категории свидетелей необходимы:

• для выявления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения;

• для выявления обстоятельств, способствовавших противоправному поведению несовершеннолетнего;

• для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспитателей за ненадлежащее воспитание подростка.

Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другие учителя, которые могут дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя наблюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети допрошенных родителей дают объективные показания. Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмоциональной окраски».

Информация о работающем подростке может быть получена при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: