Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

 


Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть одного или нескольких человек (ст. 264 УК РФ).

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во многом определяется тем, что они относятся к разряду неумышленных, неосторожных преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие:

а)  обстановка совершения дорожно-транспортного происшествия;

б)  механизм совершения дорожно-транспортного происшествия;

в)  типичные материальные следы;

г)  изучение личности нарушившего правила;

д)  основные причины дорожно-транспортного происшествия.

По механизму совершения дорожно-транспортные происшествия подразделяются на:

-  столкновение транспортных средств;

-  наезд транспортного средства на пешехода;

-  наезд транспортного средства на препятствие;

-  опрокидывание транспортного средства;

-  выпадение пассажиров из транспортного средства.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий, относятся:

-  характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие);

-  время, место и другие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;

-  виновность водителя в нарушении правил дорожного движения;

-  причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями;

-  механизм дорожно-транспортного происшествия;

-  наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств;

-  характер и размер ущерба;

-  обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Обобщение практики расследования дорожно-транспортных происшествий позволяет выделить три типичных исходных следственных ситуации.

а) Водитель, транспортное средство и потерпевший находятся на месте происшествия, либо, если их по каким-то причинам на месте происшествия не оказалось, имеются достоверные сведения о них.

Такая ситуация является самой распространенной и возникает в основном при столкновениях транспортных средств. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий по разрешению ситуации: осмотр места происшествия; допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя; освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение судебно-медицинской экспертизы.

б) Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют, и достоверных сведений о них нет.

Эта ситуация характеризуется наличием сведений о времени, месте совершения происшествия, его последствиях. Для нее характерны следующие следственные действия: осмотр места происшествия; допрос свидетелей; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз; поручение органам дознания производства оперативно-розыскных мероприятий.

в)  Потерпевший и транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства.

При этом известны время, место совершения происшествия, последствия и транспортное средство. Помимо производства осмотра места происшествия, допроса свидетелей и потерпевшего; назначения судебных экспертиз и поручения органам дознания производства оперативно-розыскных мероприятий может возникнуть необходимость проверки ложного алиби водителя после его задержания.

Перечень вопросов, разрешаемых судебной дорожно-транспортной экспертизой:

-  какие имеются повреждения на транспортном средстве, когда и в результате чего они образовались;

-  какие имеются неисправности транспортного средства, их причина и давность образования;

-  с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием;

-  была ли техническая возможность предотвратить происшествие;

-  какова техническая причина происшествия.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: