Типичные следственные ситуации начального этапа расследования экологических преступлений.

 


Типичные следственные ситуации по делам об экологических преступлениях можно классифицировать по различным основаниям.

По объему информации, имеющейся у правоохранительных органов: 1) известны и место, и источник загрязнения; 2) известна только загрязненная зона, а источник загрязнения не установлен; 3) известен источник загрязнения, но загрязненная зона еще подлежит установлению.

По источнику получения информации о преступлении: 1) информация получена от органов экологического контроля (данный случай характеризуется существенным объемом полученной информации: правоохранительным органам известны и источник загрязнения, и зона загрязнения, и причина загрязнения, и последствия загрязнения, и объем причиненного ущерба, и ответственные лица и т.д.); 2) поводом для возбуждения уголовного дела послужили сообщения граждан, общественных отечественных и зарубежных организаций, публикации в средствах массовой информации (как правило, объем получаемыми следственными органами в данной ситуации информации несколько мал. В подобных сообщениях зачастую отражается только информация о факте загрязнения и его последствиях); 3) непосредственное обнаружение события преступления правоохранительными органами (например, природоохранной прокуратурой) или органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

По времени, прошедшему с момента загрязнения: 1) факты загрязнения окружающей среды обнаружены непосредственно сразу после выбросов; 2) с момента загрязнения до момента обнаружения прошел достаточно продолжительный промежуток времени.

Возбуждению уголовного дела может предшествовать предварительная проверка, в ходе которой происходит изучение поступившей первичной информации (сообщений граждан, организаций и органов экологического контроля с прилагающейся документацией), следствие получает информацию о технологических процессах, используемых на предприятии, способах и технологии очистки, производится осмотр места загрязнения и источника загрязнения, истребуется технологическая документация предприятия, документация о ремонте очистных сооружений и т.д.

Планирование первоначальных следственных действий осуществляется с учетом двух аспектов: объема имеющейся у следственных органов информации и необходимости срочного пресечения преступной деятельности. При наличии достаточного объема информации для возбуждения уголовного дела и необходимости безотлагательных действий предварительная проверка сокращается до минимума, производится осмотр места происшествия (загрязненная зона, источник загрязнения), выявляются и допрашиваются причастные лица, производится выемка производственной и технологической документации, приказов руководства, документации о работе очистных сооружений, выполнении профилактических мероприятий и ремонте, документации о принятых организацией мерах к устранению загрязнения, назначаются необходимые экспертизы и т.д.

В случае необходимости получения дополнительной информации проводится в полном объеме предварительная проверка, оперативные мероприятия (опрос граждан, живущих в близлежащих домах, получение проб, наблюдение и т.д.), изымается документация об экологическом правонарушении у органов экологического контроля, а также документация о предшествующих экологическому преступлению предписаниях органа экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства, производится осмотр места происшествия, определение загрязненной зоны и источника загрязнения и их осмотр, получение объяснений и допрос причастных лиц, изъятие и изучение технической документации на предприятии, назначение экспертиз и т.д.

Основной спецификой на первоначальном этапе расследования характеризуется проведение осмотров места происшествия. Прибыв на место происшествия, следователь должен принять меры к прекращению загрязнения. Следователь должен определить последовательность осмотра. Необходимо проверить версию о возможности сброса (слива) загрязняющих веществ с транспортного средства и принять меры к обнаружению этого транспортного средства. Если известен источник загрязнения, то осмотр осуществляется в направлении от источника; если неизвестен, то осматривается зона загрязнения и определяется источник. К проведению осмотров необходимо привлекать специалистов-гидрометеорологов, представителей органа санитарно-эпидемиологической службы и иных специалистов соответствующих профессий. При осмотре необходимо использовать газоанализаторы. При осмотре загрязненной зоны необходимо определить вид осматриваемого объекта, его наименование, наличие специального режима охраны территории, особенности осматриваемого объекта, прилегающие к загрязненной зоне лесные и сельскохозяйственные объекты, строения и сооружения. При осмотре водоемов фиксируются: назначение, категория, степень прозрачности воды, наличие загрязняющих веществ в водоеме и на поверхности (например, наличие масляной или нефтяной пленки и т.д.), изменение окраски и гибель водной растительности, неправильное поведение рыб, количество мертвых рыб (если малое количество - пересчитать, если большое - определить относительное количество мертвых рыб на единицу измерения, например на м2). Берутся образцы погибших рыб и растений (не менее 5 экземпляров каждого вида), пробы воды из водоемов (по 5-6 проб: в месте сброса сточных вод; на 0,5-1 км выше и на столько же ниже), пробы вещества поверхностных пленок (при загрязнении нефтепродуктами - по 2-3 пробы в центре и по краям), пробы планктона. Для сравнения изымаются соответствующие контрольные образцы из других (не подвергшихся загрязнению) соседних водоемов.

При осмотре почвы определяются вид угодья, тип почвы, наличие и особенности загрязнений, их интенсивность, цвет, запах, глубина загрязнений, изменения окраски растений, количество погибших животных, ненормальное поведение животных и птиц и т.д. Берутся пробы почвы на разной глубине и разном расстоянии от источника загрязнения.

При осмотре загрязненной зоны обязательно фиксируются прозрачность воздуха, наличие посторонних запахов, показатели газоанализатора, берутся пробы воздуха (на высоте 1,5 м на разном расстоянии от источника загрязнения - с интервалом от 0,5 км до 1,5 км), осматриваются и фиксируются трупы животных и рыб, определяются их вид, количество, месторасположение относительно источника загрязнения, состояние глаз, рта, наличие рвотных масс и т.д.

При осмотре источника загрязнения желательно присутствие представителя объекта, осуществившего сброс (выброс), а также лиц, причастных к загрязнению. В ходе осмотра источника фиксируются: вид сооружения, его местоположение, применяемый метод очистки, конструктивное оформление очистных сооружений, их состояние, исправность, соответствие технической и проектной документации, наличие следов ремонта и т.д.

Производятся выемка и осмотр документов: технологической документации о производстве; проектной и регламентной документации очистных сооружений; приказов руководства по организации производственной деятельности и лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства; документация регистрации промышленных отходов; документы, отражающие обязанности работников и лиц, ответственных за соблюдение экологических требований; документов, отражающих лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха и сточных вод; документов, отражающих плановый и аварийный ремонт очистных сооружений; утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу; результаты предшествующих проверок, проведенных органами экологического контроля; предписания органов экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства и протоколы о совершении административных правонарушений в природоохранной сфере; результаты ведомственного расследования происшествия и др.

Допросы свидетелей и подозреваемых должны быть тщательно подготовлены. Следователь должен ознакомиться с изъятой документацией, стандартами, нормативами, инструкциями, правилами и иными нормами в рассматриваемой сфере, природоохранным законодательством, при необходимости - проконсультироваться со специалистами. Необходимо также собрать информацию о личности допрашиваемых. Должны быть допрошены: лица, сообщившие об экологическом преступлении; руководство виновной организации; лица, ответственные в организации за соблюдение экологических норм; лица, обслуживающие очистные сооружения и ответственные за их ремонт. В ходе допроса выясняется: состояние оборудования и очистных сооружений; кто дал указание на сброс (выброс) вредных веществ, проводился ли и в каком объеме ремонт очистных сооружений, причины аварийной ситуации на предприятии, по какой причине не были выполнены предписания органов экологического контроля, по какой причине произошло загрязнение.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: