Следы транспортных средств.

 


Криминалистическое значение следов транспортных средств заключается в возможности установления важных обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (далее, ДТП), преступления против личности, против собственности в тех случаях, когда используется транспортное средство.

В соответствии с Правилами дорожного движения, транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем.

Изучение следов транспортных средств позволяет:

  • Выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы;
  • Определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной или полный остановочный путь;
  • Установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии;
  • Идентифицировать транспортное средство по его следам;
  • Определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства;
  • Определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;
  • Установить направление движения транспорта;
  • Установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

Шиной автомобиля называется комплект, включающий покрышку с протектором, камеру, и прокладку между камерой и диском колеса. В последнее врем наиболее распространены бескамерные шины.

Все шины имеют идентификационные признаки, которые образуются при производстве и эксплуатации шин, а также в обязательном порядке маркируются цифровыми и буквенными обозначениями.

Протектор шины – это часть покрышки, которая представляет собой массивную резиновую полосу, имеющую в беговой части шины узорчатую форму. На наружной части протектора имеется рельефный рисунок, состоящий из продольных и поперечных канавок, выступов и углублений различной формы, усиливающих сцепление транспортного средства с дорогой, предохраняющих от боковых заносов. При движении автомобиля протектор соприкасается с поверхностью дорожного покрытия и оставляет след на ней в виде беговой дорожки или скольжения (юза). Данный след можно использовать для установления модели шины, а также при наличии индивидуальных признаков для ее идентификации.

В зависимости от типа транспортного средства выделяют автомобильные (легковые, грузовые, автобусные и т.д.), гусеничные, гужевые, железнодорожные следы.

 


Протектор покрышки

1 – Грунтозацеп;

2 – Выемка;

3 - Шашка

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Следы автотранспорта классифицируются на:

1.     Следы ходовой части (как правило, протектора шин).

2.     Следы неходовой части автомобиля (бампера, крыла, двери и т.д.).

3.     Следы-микрообъекты, отделившиеся от автомобиля (осколки лакокрасочного покрытия, осколки фар и т.д.).

Следы от ходовой части наиболее распространены в практике. Следы от ходовой части, прежде всего, имеют идентификационное значение. По ним можно определить тип и марку автомобиля. Следы ходовой части оставляют колею, физический размер которой позволяет сделать вероятностный вывод о типе и марки автомобиля, т.к. у каждого типа автомобилей физический размер ширины шины, расстояние между передней и задней осями (база автомобиля), расстояние между колеями – ширина колесной базы - они индивидуальны. По рисунку протектора также можно сделать определенный вывод о типе транспортного средства.

По многим видам покрышек можно получить представление о направлении движения автомобиля. В особенности данное положение касается протекторов, на которых шашки расположены таким образом, что возможные направления взад-вперед определяются исходя из разного рисунка или его направления (например, это касается шашек в форме «елочки», сужение углом которых показывает направление движения).

Направление движения транспортного средства можно определить по форме упавшей с транспорта капле жидкости (капля характерно растягивается и направление движения может определяться исходя из направления от тонкого конца капли к наиболее характерно выраженному, толстому концу). Также направление движения транспортного средства можно определить по положению переломанной ветке на проезжей части, через которую переехало транспортное средство (концы палок на месте перелома передвигаются от центра по направлению движения).

Изъятие следов транспортных средств.

Обнаружение следов транспортных средств начинается с визуального осмотра места происшествия. Обнаружение следов транспортного средства требует осмотра достаточно больших участков местности. Для выявления маловидимых и невидимых следов транспортных средств используются специальные лупы многократного увеличения.

Следы транспортных средств могут оставаться на поверхности дорожного покрытия, в обочине, кювете, на прилегающей к дороге местности, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде потерпевшего человека, на автомобиле, с которыми произошло столкновение или соприкосновение в ходе ДТП.

Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепкови копий следов шин.

Прежде всего, еще до начала осмотра места происшествия и в ходе его должна быть произведена его фотосъемка. В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела могут фотографироваться участок дороги, где произошло ДТП, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы.

Основным приемом изъятия следов-отображений транспортных средств является моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».

Если имеются поверхностные следы, то они в первую очередь фиксируются в протоколе и фотографируются. Если эти поверхностные следы представляют собой следы наслоения, то они могут изыматься на любой липкий материал (например, дактилоскопическая пленка, фиксированная смоченная глянцевая фотобумага, ошкуренная резина). Длина следа-наслоения должна быть не менее 45-50 см.

При исследовании изъятого следа транспортного средства необходимо установить не только рисунок, но и структуру состава следа-наслоения.

При изъятии объемного следа данное действие протоколируется, фотографируется и след изымается при помощи пасты «К» и пасты «У-1» или гипса. Изготовление смеси для слепка осуществляется по той же технологии, что и для изъятия слепка следа ног – заливным способом, но слепок должен быть не менее 45-50 см длиной, чтобы была возможность более или менее детального отображения следа протектора. Для изготовления гипсовых слепков со следов в снегу, со следов, залитых водой, со следов с хрупкой поверхностью используется насыпной или комбинированный способы.

Лучше изымать след, имеющий яркий идентифицирующий компонент (например, порез, прокол и т.д.). Если фрагмент следа транспортного средства, имеющий данный идентифицирующий компонент, не является достаточно четким в целом (например, шашки покрышки стерлись), то нужно снимать два и более слепка со следами протектора.

Следы неходовой части, как правило, отображаются на препятствии, например, на пешеходе, на которого был совершен наезд.

По вмятинам, по их локализации, по размерам и формам данных вмятин можно судить о виде и типе автотранспортного средства, а также можно сделать вывод о том, каков был механизм ДТП.

На теле человека в виде гематом отпечатываются форма и размеры части автомобиля, непосредственно с которой произошло столкновение. Иногда на следе, в том числе и на теле потерпевшего четко отпечатываются следы номера, радиаторной решетки, фирменного знака производителя и т.д.

По микрообъектам проводятся как трасологические исследования, так и исследования состава и структуры веществ.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: