Схема установления социально-психологических свойств личности преступника.

 


Источники информации о социальных и психологических свойствах личности преступника

Социальные и психологические свойства личности преступника, его психические состояния, устанавливаемые на основе исследования источников информации.

I.                   Элементы способа совершения преступлений

1.      Орудие совершения преступления.

a.       Орудие профессионального назначения

Профессия или профессиональный опыт преступника (вести речь о профессии по орудия можно лишь если оружие это не используется или редко используется в быту или если при его использовании были применены специфические или профессиональные навыки)

б. Орудие преступного назначения

1) Преступный опыт лица.

2) Свидетельство подготовки к совершению преступления.

в. Орудие бытового назначения

1) Возраст преступника (несовершеннолетний).

2) состояние алкогольного опьянения.

3) состояние аффекта, гнева (в состоянии аффекта наносится множество ранений, а в состоянии гнева – одно, два – не более).

2.    Характер способа совершения преступления (жестокость).

2)               Преступление совершено в состоянии аффекта.

3)               Преступление совершено в состоянии опьянения.

4)               Преступление совершено в состоянии абстиненции («ломки») либо в состоянии наркотического опьянения.

5)               Преступление совершено душевно больным.

6)               Преступление совершено несовершеннолетним (группой лиц).

7)               Преступление совершено женщиной.

8)               Преступление совершено лицом, имеющим преступный опыт.

3.      Сокрытие преступления

А. Наличие признаков сокрытия преступления

Совершено лицом, имеющим преступный опыт, т.к. такие лица практически всегда пытаются сокрыть совершенное преступление.

Преступление совершено, имеющим высокую степень криминалистической осведомленности (как правило, это работники правоохранительных органов).

Б. Частичное сокрытие преступления

Отсутствие преступного опыта.

Несовершеннолетний возраст преступника.

Состояние неуверенности, растерянности, страха.

В. Отсутствие сокрытия как такового

Преступление совершено в состоянии аффекта.

Преступление совершено душевнобольным – свойственно для шизофреников, эпилептики, наоборот, тщательно вымывают место совершения преступления, однако в процессе наведения порядка на месте совершения преступления, эпилептиков зачастую замечают третьи лица.

Несовершеннолетние преступники.

4.    Прекращение преступления на стадии покушения в связи с возникшими препятствиями.

Отсутствие преступного опыта.

Состояние неуверенности, растерянности, преступника также нерешительности, страха.

II. Объекты преступного посягательства (похищенные предметы, жертвы, предметы, оставленные на месте происшествия).

Предметы

Пол.

Возраст.

Интеллект.

Профессия, интересы.

Социальный статус, образ жизни.

III. Сопутствующие следы

1.      Следы выпивки, закуски.

Преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Осведомленность преступников относительно условий и времени совершения преступления (например, при краже когда преступник знает, в какое время в квартире никого не бывает).

Инсценировка

2.      Предметы одежды, элементы озорства на месте происшествия, элементы нецелесообразности

Пол, возраст.

Психические аномалии лица, совершившего преступление.

Отсутствие преступного опыта.

Социальный статус и образ жизни преступника (например, бомжи).

3.      Следы биологического происхождения (кровь, экскременты, сперма и т.д.).

Состояние опьянения (наркотического, алкогольного и токсического).

Состояние аффекта, гнева

Преступление совершено душевнобольным лицом.

Преступление совершено лицом, имеющим преступный опыт (у многих «опытных» преступников есть определенные суеверия  - например, считается, что если выколоть жертве глаза, преступника не найдут, если оставить на пороге экскременты, преступника не смогут найти).

Преступление совершено несовершеннолетним лицом.

 

Следует учитывать, что все следы на месте происшествия должны рассматриваться в совокупности.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: