Почерковедческое исследование документов.

 


Криминалистическое почерковедение представляет собой систему знаний о процессах формирования, развития и возможных изменениях почерка, а также методов и средств его исследования с целью решения идентификационных и неидентификационных задач, возникающих в процессе уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Почерк как объект криминалистического почерковедческого исследования (почерковедческой экспертизы) связан с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека - навыка письма. В криминалистике письмо, понимаемое как средство запечатления мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков, включает в себя два составных понятия: письменная речь и почерк.

Письменная речь - это совокупность языковых средств для письменного (в отличие от устного) изложения мыслей человека. Как средство письменной фиксации мыслей она формируется на основе знаний грамматики соответствующего языка, литературы, а также под влиянием специального образования, профессии и т. д.

Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма и служат основанием для установления не исполнителя, а автора рукописи.

Почерк - это зафиксированная в рукописи характерная для каждого пишущего система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Соответственно почерк характеризует другую сторону письма - технико-графическую, или письменно-двигательную.

Криминалистическое почерковедение исследует процесс формирования и особенности именно письменно-двигательного, а не смысло-навыка, в целях решения почерковедческих задач в процессе уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Задачи, решаемые криминалистической почерковедческой экспертизой, делятся на три группы: идентификационные, неидентификационные (диагностические) и классификационные.

Идентификационными являются задачи, включающие в себя установление факта принадлежности почерка исполнителю, относящемуся к группе лиц с одноименными характерными общими признаками почерка; установление конкретного исполнителя текста (подписи) либо факта выполнения одним лицом разных текстов, подписей, отдельных фрагментов текста и т. д.

Диагностические задачи включают в себя установление факта влияния на выполнение рукописей (подписи) определенных видов (или конкретных) условий письма: необычной позы, алкогольного опьянения, факта намеренного искажения почерка и т. д.

Классификационные задачи связаны с установлением принадлежности почерка исполнителю, относящемуся к группе лиц по полу, возрасту и т. д. Данная экспертиза решает и вопросы профилактического характера, связанные с недостатками почеркового оформления документов.

Криминалистическое исследование почерка базируется на общих положениях теории криминалистической идентификации, на данных психофизиологии высшей нервной деятельности человека, на использовании таких свойств почерка, как его индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность и избирательная изменчивость.

Индивидуальность почерка - это неповторимость зафиксированного в рукописи (подписи) комплекса особенностей (признаков) письменно-двигательного навыка у разных людей. На формирование индивидуального почерка влияют факторы субъективного и объективного характера.

Индивидуальность почерка прежде всего зависит от субъективных, факторов (строения руки, длины костных рычагов, степени подвижности, анатомического свойства суставов и развитости мышц; строения глаз и особенностей зрения) и психофизиологического характера (характера восприятия письменного знака и запоминания его строения в целом и в частях, типа нервной системы и памяти и др.). Объективные факторы, влияющие на формирование индивидуального почерка, обычно связывают с характерной для конкретного человека позой и посадкой при письме и сложившимися условиями письма, а также с методикой обучения письму.

Одним из свойств устойчивого (сформировавшегося) письменно-двигательного навыка является его вариационность, под которой понимается возможность приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма. Обычно вариант, сформировавшийся при обучении письму и чаще всего свойственный пишущему, называют основным. Иные варианты почерка, проявляющиеся в разных ситуациях и под влиянием различных обстоятельств, называют дополнительными.

Признаки почерка делятся на два вида:

-общие, характеризующие почерк в целом как систему движений и имеющие групповое значение;

-частные, отражающие особенности движений при выполнении отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений.

Общие признаки почерка в свою очередь разделяются на признаки:

-характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движения. Их часто называют топографическими признаками (особенности размещения заголовков, обращений, дат; наличие или отсутствие полей, их размер; размещение линии письма и т. д.);

-отражающие степень и характер сформированное™ письменно-двигательного навыка. К ним относится выработанность почерка (свидетельствующая о степени овладения человеком техникой письма), о которой можно судить по темпу и координации движений. Выработанность почерка может быть высокой, средней и малой. К этой группе относятся и признаки, отражающие структуру движений (структурные характеристики движений). К ним относятся преобладающая форма движений (прямолинейно-угловая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное), наклон,размер почерка (протяженность движений по вертикали строчных букв), разгон почерка (протяженность движений по горизонтали), связность почерка (способность человека выполнять, не отрывдя пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков) и нажим почерка. При этом при оценке указанных признаков используется трехчленная градация (большая, средняя и малая).

Частные признаки почерка имеют весьма дробную градацию и характеризуют следующие особенности:

- форму движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, петлевая, извилистая, дуговая и угловатая);

- направление движений при написании (снизу вверх, сверху вниз, левоокружное, правоокружное, слева направо, справа налево);

-протяженность движений при выполнении знаков по вертикали и горизонтали;

-связность движений, т. е. вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитное и интервальное соединение);

- относительное размещение точек начала и окончания, пересечения и соединения движений;

-последовательность движений при выполнении различных элементов букв и их соединений;

- сложность движений при выполнении букв (по сравнению с прописями).

При назначении почерковедческой экспертизы в распоряжение эксперта направляются следующие документы: постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы с определением вопросов, требующих экспертного разрешения; исследуемый документ (подпись) в подлиннике и доброкачественные сравнительные образцы почерка (подписи) возможного исполнителя текста или подписи (свободные и экспериментальные).

Свободные образцы - рукописи, подписи, выполненные определенным лицом вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, когда исполнитель не предполагал, что они могут быть использованы в качестве сравнительного материала при производстве экспертизы (личные и служебные письма, заявления, автобиография, конспекты, подписи в документах и др.).

Экспериментальные образцы - рукописи, подписи, которые выполняются специально для экспертизы по конкретному уголовному или гражданскому делу. Все экспериментальные образцы почерка, подписи могут быть получены под диктовку следователя, судьи или путем самостоятельного написания какого-либо текста и серии подписей в их присутствии.

Методика почерковедческой экспертизы имеет много общего с методикой других криминалистических экспертиз. В ней также различают несколько, стадий идентификационного исследования: предварительное, раздельное, сравнительное исследование, оценка результатов и формирование выводов.

На предварительной стадии проверяется наличие всех необходимых материалов для экспертизы и осуществляется общее ознакомление с ними с учетом количества и качества. На второй стадии отдельно изучаются признаки исследуемого объекта и образцов. При этом составляются разработки и таблицы признаков. На третьей (основной) стадии сравниваются выявленные и раздельно изученные общие и частные признаки объектов (как совпадающие, так и различающиеся).

На заключительной стадии эксперт оценивает совпадающие и различающиеся признаки и формирует конкретные ответы на поставленные перед ним вопросы.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: