Автороведческое исследование документов. Криминалистическая автороведческая экспертиза.

 


Автороведческое исследование документов в криминалистике осуществляется с целью установления не исполнителя, а автора документа (не только рукописного, но и напечатанного). При автороведческой экспертизе главным образом изучаются признаки письменной речи, отобразившиеся в тексте документа, характеризующие индивидуальный стиль написанного или напечатанного, общий уровень грамотности автора, грамматические и лексико-фразеологические особенности его языка, словарный запас, литературную и иную эрудицию. Указанные свойства вместе взятые составляют комплекс языковых и интеллектуальных навыков, который у каждого человека индивидуален и относительно устойчив.

Объектами криминалистической автороведческой экспертизы служат не только рукописные, но и напечатанные тексты.

Научную основу криминалистической автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях формирования речемыслительных норм человека, их содержании, особенностях, обусловливающих индивидуальность, динамическую устойчивость, вариационность его письменной речи и о методах ее исследования в целях решения отдельных задач расследования.

Основные задачи установление: -автора конкретного документа;

-групповой принадлежности автора документа;

Идентификационные признаки письменной речи, выражая смысловую сторону письма, делятся на общие и частные.

Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют различать авторов текста по степени владения ею (владения навыками пунктуационного, орфографического, лексико-фразеологического, синтаксического, стилистического и иного характера). Степень владения письменной речью может быть высокой (логическая последовательность и глубина изложения мыслей, использование разнообразных средств речи, эрудиция, обширный словарный запас и др.), средней (менее высокая степень развития стилистических и лексических навыков и менее строгая последовательность и стройность изложения мыслей, аргументация, словарный запас не столь обширен и др.) и низкой (все то же, но на еще более низком уровне и обычно слабая грамотность).

Общий уровень грамотности определяет степень владения правилами письма на определенном языке (количество орфографических и синтаксических ошибок). Степень развития лексических навыков определяется объемом словарного запаса, культурным и профессиональным уровнем человека, национальными и бытовыми условиями и т. п. Лексику любого языка в основном формируют слова, употребляемые всеми говорящими на этом языке, и в меньшей степени слова, используемые в определенной социальной среде, определенном коллективе, а также слова профессионального, жаргонного и архаического характера. Степень развития стилистических навыков характеризует форма изложения мыслей, общее построение письменной речи (архитектоника), преобладающие типы предложений, признаки символики, сокращений и др.

Частные признаки письменной речи характеризуют сугубо индивидуальные стороны, элементы письменной речи конкретного человека, проявляющиеся в устойчивых лексических, стилистических особенностях и грамматических ошибках.

При назначении указанной экспертизы, как и при почерковедческой экспертизе, кроме исследуемого текста (текстов) необходимы образцы письменной речи проверяемых лиц, которые также могут быть свободными и экспериментальными. Свободные образцы - это тексты, составленные проверяемым лицом вне связи с расследуемым преступлением и до его совершения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по функциональному стилю и форме изложения, времени выполнения текста, по адресату и характеру речевого обращения, по состоянию автора и т. д. Экспериментальные образцы - это тексты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи, специально для проведения данной экспертизы. Они также должны соответствовать исследуемому документу (по языку, стилистической принадлежности, целевому назначению и др.).

Стадии исследования автороведческой экспертизы такие же, как и при почерковедческом исследовании: предварительная, раздельного исследования, сравнительного исследования, оценки результатов и формулирования вывода.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: