Следы транспортных средств. Правила их обнаружения, фиксации, изъятия.

 


       Под следами транспортных средств понимают следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспорта (протекторов, бортов кузова и т.п.); части, отделившиеся от транспортного средства; вещества, используемые для эксплуатации автомобиля (тормозная жидкость, тосол, смазочные масла), которые были обнаружены на месте происшествия. По этим следам удаётся установить:

- групповую принадлежность транспортного средства (вид, марку, модель);

- тождество транспортного средства по его следам и отделившимся от него деталям и частям;

- механизм и характер повреждений, возникших на транспортном средстве в результате происшествия;

- неисправность некоторых механизмов;

- отдельные обстоятельства происшествия, имеющие значение для дела (скорость движения транспорта, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, перевозимый груз и многое другое).

       Чаще всего на месте происшествия обнаруживают следы колёс. Они могут быть в виде следов качения или скольжения. Следы скольжения возникают при блокировке колёс. При качение криволинейная поверхность протектора отображается в виде полосы.  При этом нужно учитывать, что некоторые особенности колеса могут отобразиться с искажением. Ведущее колёсо может буксовать, а тормозящее – проскальзывать.  Поэтому расстояние, которое пройдёт колесо за один оборот, может быть меньше либо больше длины его окружности, что сказывается на форме и размерах отобразившихся особенностей. Другие следы возникают чаще всего при столкновениях и наездах. По механизму образования они близки к следам орудий взлома (в частности, следам удара и скольжения). По следам транспортных средств могут быть установлены: колея, база, количество осей и колёс, ширина беговой дорожки и длина окружности колеса (а отсюда и их диаметр). Эти данные позволяют судить о типе, марке, модели транспортного средства. 

      Колея – расстояние между средними линиями следов колеса, установленных на одной оси. Колею передних колёс можно замерять лишь на повороте, так как на прямолинейном участке пути уничтожается задними колёсами.

      База транспортного средства – расстояние между передней и задней оси.

      Беговая дорожка может иметь различный рисунок. В процессе эксплуатации элементы рисунка иногда нарушаются.

      Осмотр следов транспортных средств позволяет установить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти следы изъять в натуральном виде практически невозможно, поэтому особую роль приобретает их тщательный осмотр и фиксация. Необходимо осматривать следы на возможно большем участке, что позволяет выявить места стоянки, поворота. На стоянке, в частности, могут быть обнаружены и другие следы (например, следы ног водителя, выходившего из кабины, какие-либо оброненные или выброшенные вещи и т.д.). По следам транспортных средств нередко удаётся определять направление движения. Так, капли жидкости, вытекающие с движущегося транспортного средства, разбрызгиваются в сторону движения. При повороте следы передних и задних колёс расходятся и затем опять сходятся. Более острый угол будет в месте окончания поворота.

       Обнаруженные следы фотографируются. Как правило, следы колёс снимают масштабным способом по правилам линейной панорамы таким образом, чтобы зафиксировать след полного оборота колеса. Отдельно фотографируются следы передних и задних колёс, делается также снимок общего вида следов колёс. Некоторые важные особенности фотографируются крупным планом масштабным способом.

       С объёмных следов делают слепки. Лучше всего, чтобы был сделан слепок полного оборота колеса. Но такой слепок будет тяжёлым. Поэтому след разбивают на участки по 30-35 см, перегораживают тонкой фанерой, жестью и отливают по частям по тем же правилам, что и следы ног. При этом перегородка не должна пересекать отразившиеся в следе особенности протектора. Полученные слепки нужно пронумеровать.

       Следы протектора на одежде потерпевшего следует вначале сфотографировать, а потом закрепить бесцветным лаком.     

       Поверхностные следы транспортных средств, образованные пылевидными частицами, можно перекопировать на крупноформатную фотобумагу. Перекопировать следы можно также на прошкуренную резину и следокопировальную плёнку большого размера.  

Предыдущие материалы: Следующие материалы: