Понятие и виды следственного осмотра. Подготовка к осмотру места происшествия.

 


Следственный осмотрэто процессуальное действие, которое заключается в непосредственном обнаружении и изучении объектов, имеющих значение для установления истины по уголовному делу, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения.

Существуют  некоторые исходные положения, имеющие общее значение для всех видов следственного осмотра. Такими общими требованиями тактики являются:

■ единое руководство осмотром. Несогласованность в действиях влечет неполноту, бессистемность осмотра. Следователь или (в его отсутствие) старший по должности обязан занять положение лидера и возглавить осмотр;

■     неотложность осмотра. Здесь должно соблюдаться единое правило: чем раньше произведен осмотр, чем меньше времени отделяет его от преступления, тем лучше;

■     объективность, всесторонность и полнота осмотра. Нельзя выезжать на осмотр места происшествия с уже определенной версией, а результаты осмотра «подгонять» потом под эту версию;

■     целеустремленность осмотра. Для выполнения этого требования определяются конкретные его задачи;

■     планомерность осмотра, его последовательность, системность;

■     широкое применение научно-технических средств, находящихся на вооружении у следователя;

■     соблюдение криминалистических и процессуальных правил обращения с вещественными доказательствами.

По объектам следственные осмотры подразделяются

- на осмотр места происшествия; наружный осмотр трупа на месте его обнаружения;

-осмотр предметов, могущих быть в последствии вещественными доказательствами;

- осмотр письменных документов; осмотр животных или их трупов;

- осмотр помещений или участков местности, не являющихся местом происшествия;

- осмотр транспортных средств. Разновидностью следственного осмотра является освидетельствование (осмотр тела человека), проводимое для установления следов преступления или особых примет.

По последовательности осмотр может быть:

- первоначальным и повторным;

По объему:

- основным и дополнительным.

Осмотр места происшествия, как и каждое следственное действие, можно разделить на три последовательных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.

Подготовительный этап в свою очередь делится на две стадии:

-до выезда на место происшествия;

- по прибытии на место происшествия.

 Система действий следователя до выезда на место происшествия складывается из нескольких операций. Получив сообщение об обнаружении следов, он максимально подробно выясняет, что произошло. Эта информация необходима в целях предварительного определения характера осмотра и решения вопроса о том, кого следует пригласить для участия в нем. Сообщившему о происшествии работнику органа дознания или представителю местной власти следователь должен указать на необходимость организации охраны места происшествия, его оцепления по возможности в большем радиусе, прекращения туда доступа людей и транспорта, принятия мер к предохранению от разрушений следов преступления. Здесь же следователь решает вопросы предотвращения или ослабления возможных последствий уголовно наказуемого деяния, обеспечения присутствия лиц, первыми обнаруживших преступление.

       На основе исходной информации следователь определяет состав участников осмотра. Понятые — обязательные участники этого следственного действия. Если возникает предположение, что в подборе понятых могут быть какие-то трудности, то граждан для данной цели лучше всего пригласить заранее. При этом принято соблюдать осторожность, чтобы не привлечь к осмотру лиц, причастных к преступлению или заинтересованных в сокрытии его следов. Для участия в некоторых видах осмотра требуется заблаговременно вызвать должностных лиц — представителей местной власти, промышленных предприятий, командования воинских частей и др.

      К участию в осмотре привлекаются специалисты из числа работников криминалистических, судебно-медицинских или других учреждений. В случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти обязательно участие специалиста в области судебной медицины. Участие эксперта-криминалиста особенно желательно, когда на месте происшествия имеются следы применения огнестрельного оружия, орудий взлома, когда обнаруживается значительное количество таких следов и работа над ними требует специальной криминалистической подготовки.

В случае автотранспортных происшествий вызываются сотрудники государственной автомобильной инспекции, а при необходимости — и специалисты - автотехники. Для осмотра мест происшествий на строительных объектах приглашается государственный строительный контролер; на промышленных объектах, на железнодорожном транспорте целесообразно участие высококвалифицированных специалистов соответствующих отраслей хозяйств. Участвуя в осмотре, они выступают в роли консультантов и помощников следователя. Обладая специальными знаниями и профессиональным опытом, они обращают внимание следователя на важные детали в обстановке места происшествия, оказывают помощь в составлении протокола осмотра, в правильном употреблении специальной терминологии, дают объяснения по технологии соответствующего производства.

В осуществлении осмотра мест происшествий желательно участие работников дознания (сотрудника уголовного розыска, участкового инспектора, кинолога). При их помощи следователь обеспечивает охрану места происшествия и соблюдение порядка во время осмотра, собирает справочный и ориентирующий материал, организует неотложные розыскные мероприятия. Перед выездом на место происшествия следователь лично или через сотрудников дежурной части должен позаботиться об обеспечении предстоящего осмотра научно-техническими средствами, проверить их наличие и готовность.

Таким образом, до выезда на место происшествия следователь осуществляет большой круг подготовительных действий, которые проводятся в максимально сжатые сроки.

По прибытии на место происшествия следователь и участвующие в осмотре лица уясняют, что оно из себя представляет, какие изменения произошли до их приезда, намечают план осмотра, создают условия для нормальной работы. Прежде всего следователь выслушивает лицо, охраняющее место происшествия, выясняет у него, когда и при каких обстоятельствах обнаружены следы преступления, когда и кто установил охрану, какая обстановка здесь была в первоначальный период и какие изменения в ней произошли с тех пор до приезда следователя. Если на месте происшествия имеется потерпевший, судебный медик уточняет, не нуждается ли он в медицинской помощи.

Одновременно следователь предлагает работникам милиции удалить с места происшествия всех посторонних. Если здесь окажутся очевидцы или лица, располагающие относящейся к происшествию информацией, их необходимо доставить к следователю для опроса. Следователь обязан стремиться получить данные относительно явлений, наблюдаемых на месте происшествия, чтобы создать представление о событиях, предшествовавших преступлению и последовавших за ним.

      Он также пытается собрать сведения о преступнике, чтобы наметить план розыска, а при наличии на месте происшествия трупа — выяснить личность потерпевшего, если она не установлена.

Наиболее подробно допрашиваются граждане, которые явились очевидцами случившегося. У данной категории свидетелей следует выяснить все известные им детали и особенно наиболее полные сведения о преступнике. Не менее важную роль может сыграть и опрос граждан, знающих что-либо о потерпевшем, в частности о его образе жизни, связях, поведении. Если осмотр производится в связи с совершенной кражей, то путем опросов выясняется, кто находился у объекта накануне этого преступления, не видел ли кто людей, уносивших или увозивших какие-либо вещи, как вели себя материально ответственные лица. Если в результате опросов удалось собрать подробную информацию, она немедленно используется в целях розыска преступника.

С не меньшей тщательностью опрашиваются граждане, обнаружившие место происшествия. При этом выясняется, как они туда попали, с какой целью, что делали до прибытия работников милиции, за какие предметы брались руками, какие следы оставлены ими. Путем опроса граждан, первыми прибывших на место происшествия, надо совершенно точно установить первоначальное местонахождение и положение каждого предмета и отметить те нарушения, которые ими были по неосторожности или по незнанию произведены.

Следователь опрашивает граждан по одному, в отсутствие посторонних лиц, с тем чтобы сообщенные сведения не получили огласки. Он обязан предупредить опрашиваемых, чтобы они не разглашали данные, ставшие им известными. К информации, полученной в ходе опросов, следует относиться критически и тщательно ее проверять — как путем сопоставления с объективными данными осмотра, так и с помощью оперативно-розыскных возможностей органа дознания. Следует, прежде всего, опасаться, чтобы среди опрашиваемых не оказалось преступника, его соучастников или иных заинтересованных в деле лиц, которые заведомо могут сообщить неверные сведения. Вся полученная информация носит справочный, ориентирующий характер. Она выясняется в процессе устной беседы (опроса), записывается на магнитную ленту, кратко заносится в блокнот с указанием фамилий и адресов сообщивших ее лиц, так как впоследствии опрошенный может быть допрошен в качестве свидетеля.

Если во время опросов выяснится, что лица, охранявшие место происшествия или побывавшие на нем до прибытия следователя, могли оставить свои следы на грунте или каких-либо предметах, то следователь должен исключить следы всех лиц, неосторожно действовавших на месте происшествия.

      Завершается подготовительный этап распределением обязанностей между участниками осмотра. Следователь объясняет права и обязанности понятым, инструктирует всех лиц, принимавших участие в осмотре. Проводятся и все другие действия, направленные на обеспечение условий производства осмотра.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: