Взаимодействие следователя с органом дознания при раскрытии и рас­следовании преступлений.

 


Взаимодействие между органами предварительного следствия и дознания понимается как основанная на законе и подзаконных актах деятельность должностных лиц данных государственных учреждений, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений путем наиболее рационального сочетания используемых ими методов. Значение такого взаимодействия заключается в том, что оно позволяет объединенными силами с использованием специфических возможностей обеих сторон осуществлять совместную деятельность по выявлению, раскрытию преступлений, розыску виновных, а также пресечению замышляемых и подготавливаемых уголовно наказуемых деяний. Хорошо налаженное взаимодействие между следователями и органами дознания является важной предпосылкой эффективности и качества предварительного расследования.

Эта деятельность осуществляется на основе норм уголовно-процессуального закона и основывается на принципах:

а) взаимного сотрудничества и взаимопомощи субъектов взаимодействия в ходе расследования и предупреждения преступлений;

б) процессуальной независимости и ведущего положения следователя при расследовании по конкретному уголовному делу;

в) самостоятельности оперативного работника в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Взаимодействие может быть постоянным, периодическим и разовым. По уголовному делу взаимодействие осуществляется на протяжении всего хода расследования и выражается в следующих формах:

а) взаимный обмен информацией между следователем и органами дознания о данных, представляющих интерес для следствия и оперативно-розыскной деятельности;

б) своевременное проведение мероприятий по выполнению поручений следователя и обоснованных предложений сотрудника органа дознания;

в) совместное обсуждение результатов проведения согласованных мероприятий по делу;

г) совместный анализ состояния   преступности   на  определенном  участке;

      д)  согласованное планирование работы по уголовному делу и общепрофилактических мероприятий;

      е)  внесение совместных представлений и информации в различные учреждения, предприятия и организации, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению
преступлений.

Различаются также процессуальная и организационно-служебная формы. К первой из них относятся:

а) поручение следователем органу дознания производства отдельных несложных следственных действий;

б) поручение следователем органу дознания розыскных действий;

в) оказание органом дознания содействия следователю при производстве отдельных следственных действий. В результате такого взаимодействия следователь получает данные, без использования которых в ряде случаев невозможно раскрыть преступление.

Оперативную информацию (по ее значимости и роли в получении судебных доказательств) можно разделить на несколько групп. В основу ее классификации могут быть положены назначение, относимость, характер и т. д. В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий орган дознания располагает важной для следствия информацией, относящейся непосредственно к обстоятельствам преступления. Этот вид информации используется следователем для установления объективной истины. Оперативная информация бывает ориентировочной и относится к характеристике личности обвиняемого. Она важна для правильного выбора тактики следственного действия. Как бы ни была велика роль данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, они не являются доказательствами, не могут быть положены в основу обвинения, так как получены из источников и в порядке, не предусмотренном уголовно-процессуальным законом, установлены без соблюдения процессуальной формы, не содержат в себе необходимых гарантий их достоверности и поэтому имеют лишь вспомогательное значение для расследования. Оперативно-розыскная информация реализуется практически лишь через тактические приемы. Она не имеет самостоятельного значения, используется только в совокупности с судебными доказательствами, дополняя их, ориентируя следователя. Тактические приемы использования оперативной информации всегда обусловлены приемами предъявления процессуальных доказательств.

Помимо контакта с оперативными работниками уголовного розыска и ОБЭП, следователю необходимо иметь тесную взаимосвязь с сотрудниками других служб органов дознания (участковыми инспекторами, работниками Госавтоинспекции, госпожнадзора, паспортных отделов, криминалистических подразделений, инспекций по делам несовершеннолетних).

Наиболее ярко совместная деятельность следователя и работников органов дознания проявляется при производстве осмотров мест происшествий, планирования, расследования, обысках и других следственных действиях, а также в деятельности по предупреждению преступлений и розыску различных объектов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: