Первоначальный этап расследования ДТП. Система следов на месте ДТП.

 


       Под дорожно-транспортным происшествием понимается нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть или телесные повреждения людей, порчу транспортных средств, груза и иной материальный ущерб.

На начальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий следователь, как правило, сталкивается с двумя типами ситуаций: простыми и сложными.

К простым можно отнести ситуации, когда известны наступившие последствия и участники дорожно-транспортного происшествия. Если водитель и транспортное средство, причастные к происшествию, находятся на месте до приезда следователя, то осмотр места происшествия и допросы свидетелей-очевидцев, водителя и пострадавших о сущности происшествия дают, как правило, вполне достаточно информации для построения моделей расследования. В такой ситуации основная задача следователя заключается в планировании и проведении тактической операции «сбор информации», основными целями которой являются сбор данных относительно отдельных элементов данного происшествия, а также построение и проверка моделей в отношении возможных вариантов механизма дорожно-транспортного происшествия.

К обстоятельствам, которые следователь должен выяснить при анализе отдельных элементов дорожно-транспортного происшествия, относятся дорожные условия, транспортные средства, поведение участников происшествия, личность водителя и сложность ситуации. К дорожным условиям относятся видимость пути, рельеф и фон местности, размер и цвет наблюдаемых объектов, степень загруженности транспортного средства, обзорности для водителя; состояние проезжей части дороги (соответствие геометрических параметров дороги установленным стандартам, техническое состояние покрытия, коэффициент сцепления, наличие разметки проезжей части, освещенность проезжей части дороги, наличие и правильность установки дорожных знаков); метеорологические условия (дождь, снегопад, туман, гололед, скорость ветра) и другие факторы.

При осмотре транспортного средства обращается внимание на исправность тормозной системы и рулевого управления; исправность осветительных приборов; состояние ходовой части (величина давления в шинах, изношенность протектора, надежность крепления колес); наличие зеркала заднего вида; исправность силовой передачи (работа двигателя во всех режимах, плавность работы коробки передач, работа муфты сцепления, величина свободного хода педали сцепления), степень загруженности транспортного средства и размещение груза.

Поведение участников происшествия, характер действий пешеходов, пассажиров, водителей других транспортных средств до и в процессе дорожно-транспортного происшествия подлежат тщательному изучению в ходе расследования.

В структуре личности водителя отражаются: возраст, образование, профессиональная подготовка и стаж работы, продолжительность работы, болезненное состояние, наличие медицинских противопоказаний, состояние алкогольного опьянения, наличие физических недостатков, психическое состояние, производственная характеристика, общественно-бытовая характеристика, наличие ранее совершенных административных нарушений и преступлений.

Отличительным признаком сложной ситуации является недостаток информации, без которой следователь не в состоянии с достаточной полнотой и объективностью выяснить механизм совершения дорожно-транспортного происшествия. Такая ситуация будет существовать в тех случаях, когда водитель с транспортным средством или без него скрывается с места происшествия либо когда отсутствуют свидетели-очевидцы.

Основная задача следователя в такой ситуации заключается в получении информации путем применения комплекса тактических средств. Преодоление информационной неполноты означает, прежде всего, определение характера необходимой информации и источников, из которых она может быть получена.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия является неотложным, первоначальным и неповторимым следственным действием.

До прибытия на место происшествия следователю необходимо точно определить место, где оно произошло, организовать охрану, определить круг лиц, которых необходимо привлечь для осмотра. Для участия в осмотре желательно пригласить эксперта - автотехника, эксперта-криминалиста, инспектора ГАИ и в зависимости от обстоятельств дела других специалистов. Они помогут обнаружить невидимые следы, окажут помощь следователю в осмотре различного рода следов и вещественных доказательств. В ходе осмотра выясняются место и время происшествия, анализируются обстановка и механизм события, устанавливается техническое состояние транспортных средств, обнаруживаются, фиксируются и изымаются следы, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению дорожно-транспортного происшествия.

Объектами осмотра могут быть само место ДТП, транспортное средство, труп, документы. При общем осмотре проезжей части необходимо установить и зафиксировать точное положение места происшествия (наименование населенного пункта, улицы, номер дома, расстояние от осевой линии, обочины, тротуара и т. д.); расположение транспортных средств, оставшихся на месте происшествия; потерпевших, следов торможения, отломанных или утерянных деталей, следов волочения; состояние дороги, улицы, площади (сухая, мокрая, заснеженная, обледеневшая, с дефектами покрытия, не огражденная); освещенность пути, ширину проезжей части улицы (дороги), а при двухстороннем движении ширину проезжей части каждой ее стороны с обозначением резервной зоны, если она имеется; радиус закругления, величину подъема или спуска, поперечный уклон; наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов, тоннелей, островков безопасности, поперечной и продольной разметок, бордюров, обочин и кюветов; внешнее окружение (строения, деревья, кустарники, телеграфные столбы и осветительные мачты). Информация, полученная в результате осмотра, должна быть зафиксирована таким образом, чтобы, используя ее, можно было воспроизвести дорожную обстановку, наблюдавшуюся при осмотре.

В ходе детального осмотра тщательно изучаются на месте происшествия следы и объекты, имеющие отношение к происшествию; с помощью научно-технических средств фиксируются и изымаются обнаруженные следы (или снимаются слепки с них), а также предметы, имеющие значение для дела (части и детали транспортных средств, осколки стекол и т. п.).

Измерение ширины проезжей части в большинстве случаев не вызывает затруднений. Однако если при осмотре места происшествия, расположенного на трассе с усовершенствованным покрытием (при отсутствии снежного покрова), нетрудно заметить границы проезжей части, то определение ширины, например, проселочной дороги, связано с некоторыми трудностями, так как ее границы выражены нечетко. Поэтому, измеряя ширину такой дороги, следует обращать внимание не только на накатанную часть, но и на прилегающие к ней участки. В протоколе следует отразить размеры этих участков, указать на пригодность либо непригодность их для движения транспортных средств, участвовавших в происшествии. Если трасса с усовершенствованным покрытием занесена снегом и визуально нельзя различить границы обочин, шириной проезжей части следует считать ту полосу дороги, которая ограничена естественными препятствиями (валы снега, ограничительные вехи, кюветы) и пригодна для движения транспортных средств.

Следы движения транспортных средств (торможения, бокового скольжения, свободного качения) должны описываться с особой тщательностью, так как по ним можно определить расположение транспортного средства в тот или иной момент происшествия либо экспериментально установить скорость его движения.

Особое внимание следует уделять изучению следов торможения. Длину тормозного следа замеряют от начала видимого следа (отпечатка) протектора, а при его отсутствии — от начала следа скольжения. Необходимо также фиксировать характеристику внешнего вида тормозного следа. Это могут быть отпечаток четко выраженного рисунка протектора, след скольжения колес (юз) или смешанный отпечаток, когда рисунок протектора переходит в след — скольжение, или наоборот. Если следы торможения колес имеют разницу, то необходимо замерять отдельно каждый из них. Тормозной след может быть не сплошным, а прерванным. В этом случае фиксируют длину каждого отрезка, а также расстояние между ними. Знание длины тормозных следов позволяет предположительно определить скорость движения транспортного средства перед торможением.

Исследование дорожных условий и неисправностей транспортного средства непосредственно на месте происшествия гарантирует получение надлежащей информации, необходимой для установления обстоятельств совершенного дорожно-транспортного происшествия и его механизма.

Большое значение для восстановления механизма ДТП имеет осмотр транспортного средства. В ходе его проведения фиксируются марка автомобиля, номера шасси, двигателя, государственный номерной знак, ведомственная принадлежность, описываются внешние повреждения транспортного средства (на каких частях они обнаружены, каковы форма, размеры, взаиморасположение), состояние рулевого управления и тормозной системы, положение рычага переключения передач и т. д. Осмотр транспортного средства предпочтительнее производить на смотровой яме, что позволяет обнаружить даже мелкие следы (кровь, мозговое вещество, обрывки одежды, волокна), имеющие отношение к происшествию.

Одной из особенностей осмотра транспортного средства является экспериментальная проверка работы отдельных узлов и механизмов в движении. Несмотря на существенное отличие данного действия от сложившегося на практике и в теории подхода к тактике осмотра, такого рода экспериментальные действия являются необходимым этапом осмотра, поскольку изучение его в статистическом состоянии не дает полных данных о его техническом состоянии.

Если техническое состояние транспортного средства позволяет произвести его экспериментальное торможение, то оно должно производиться с заданной скоростью 20—40 км/ч (в зависимости от скользкости дорожного покрытия) с указанием длины следов торможения каждого из колес, полученных при эксперименте.

Немаловажное значение как для воссоздания механизма дорожно-транспортного происшествия, так и для выявления причин и условий, способствовавших совершению происшествия, имеет осмотр трупа и одежды пострадавшего. Особое внимание следует обращать на характер, форму, размер и локализацию повреждений, имеющихся на теле трупа. Знание этих обстоятельств, позволяет установить: какой частью автомобиля они были причинены, в какой последовательности, каково было положение пострадавшего в момент нанесения удара (вертикальное, горизонтальное, согнутое; шел, стоял, находился за рулем и т. п.).

Аналогичные вопросы решаются при исследовании одежды пострадавшего. На ней могут быть обнаружены разрывы, разрезы, раздавливания, следы в виде наложений веществ от частей автотранспортных средств (краска, смазочные материалы, металлическая пыль), осколки стекла, следы протекторов шин, частицы дорожного покрытия и груза, следы волочения, а на подошвах обуви (если пострадавший стоял или двигался) — следы скольжения. Такой тщательный осмотр особенно важен в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия. Характер следов и закономерности их образования позволяют воспроизвести отдельные моменты картины происшествия, оценить механизм возникновения повреждений на теле потерпевшего в зависимости от конкретных обстоятельств, что способствует выявлению причин' его совершения в наиболее полном объеме.

Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Здесь широко применяются различные виды судебной фотографии (панорамная, узловая, детальная, масштабная, стереоскопическая и др.).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: