Расследование преступлений в сфере экономической деятельности.

 


Расследование незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита предусмотрена ст. 176 УК РФ. Статья состоит из двух частей. В первой дана квалификация получения индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб. Часть 2 ст. 176 УК РФ посвящена незаконному получению государственного целевого кредита, а равно его использованию не по прямому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Важным элементом совершения преступлений в данной сфере является такой фактор, как наличие у кредитуемой организации нескольких расчетных счетов. Это дает возможность хозяйственной структуре проводить операции по различным счетам, перечислять кредит, минуя основной расчетный счет, вводить в заблуждение кредитора при наличии претензий к основному расчетному счету.

Типичной исходной информацией по преступлениям, связанным с кредитованием, являются:

а) сообщение банка или иной кредитовавшей организации о невозврате кредита исчезнувшей фирмой;

б) сообщение налоговой полиции о наличии коммерческой организации, не занимающейся никаким видом деятельности, но аккумулирующей средства на своих счетах (счете).

Исходной информацией для возбуждения уголовного дела о неправомерном кредитовании или о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности чаше всего являются:

а) материалы органов дознания, содержащие результаты оперативных разработок;

б) материалы, поступающие из контролирующих органов (налоговая полиция, налоговая инспекция, аудиторские фирмы, ревизующие органы);

в) материалы, выделенные из других уголовных дел, а также поступившие, из арбитражных и народных судов (по гражданским делам);

г) сообщение средств массовой информации, заявления и сообщения граждан.

В ходе предварительной проверки выявляют правовой статус организации (предприятия, структуры), получившей (и не возвращающей) кредит, наличие прав юридического лица, форму собственности. Указанные обстоятельства могут быть установлены путем ознакомления с учредительными документами (устав предприятия, учредительный договор), а также по запросу о регистрации юридического лица в установленном законом порядке. Может осуществляться финансово-экономическая проверка предприятия (аудиторская, налоговой инспекцией), изучаются акты предыдущих проверок.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела учитываются полнота собранных материалов и наличие в них признаков совершенного преступления, а также то обстоятельство, что в данном случае не требуется согласия собственника имущества, ставшего объектом преступного посягательства.

К числу неотложных первоначальных следственных действий следует отнести изъятие (выемку) или обнаружение и изъятие (обыск) документов. От того, насколько своевременно и полно будут изъяты документы, во многом зависит успех расследования любого преступления в сфере экономической деятельности. К числу документов, подлежащих осмотру и изъятию, помимо вышеупомянутых и связанных с непосредственным получением кредитов, относятся и иные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия (организации). Это могут быть как первичные документы, например накладная на приобретенную продукцию (материалы), так и документы сводных учетов и отчетные. Для их изучения (а иногда осмотра, отбора с последующим изъятием) целесообразно приглашение специалиста в области финансового дела, экономики.

К числу первоначальных следственных действий по делам данной категории может быть отнесен и осмотр производственных, складских помещений, офиса фирмы.

Наряду с проведением первоначальных следственных действий задания даются органам дознания: прослушивание и запись телефонных переговоров, выявление эпизодов, подобных расследуемому, совершенных ранее, в соседних регионах. Поручения следователя могут касаться и действий оперативных работников по: выявлению денег и ценностей, недвижимости, нажитых преступным путем, фактов вложения средств в нелегальный бизнес (с оружием, наркотиками, занятие проституцией, азартные игры); установлению конкретных участников события, их розыск и задержание.

На последующем этапе происходит, как правило, проверка объяснений, даваемых обвиняемым (подозреваемым), и закрепление доказательств, полученных в начале следствия.

Расследование хищений, совершаемых организованными преступными формированиями на предприятиях  (в организациях). В данном случае речь идет о расследовании преступлений, предусмотренных рядом статей УК РФ: ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности); ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 292 (служебный подлог).

Основными ситуациями, возникающими на момент начала расследования, являются следующие:

1) наличие негласной информации, поступающей в оперативные подразделения МВД, ФСБ, ФСНП. С учетом поступившей информации данными подразделениями осуществляется оперативная проверка, результаты которой предоставляются следствию;

2) поступление информации из государственных и других контрольных органов (налоговой, инспекции, контрольно-ревизионных управлений Минфина и иных ведомств, от аудиторских фирм) непосредственно в следственные подразделения;

3) поступление информации как в следственные, так и в оперативные подразделения в виде сообщений должностных лиц, средств массовой информации, из других официальных источников о возможных преступных действиях с имуществом предприятия.

После возбуждения по результатам проверки уголовного дела первоначальными следственными действиями будут:

  • выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имеющих отношение к выявленным фактам хозяйственно-финансовых нарушений;
  • анализ бухгалтерских документов и документов первичной проверки, при необходимости с помощью специалиста;
  • осмотр производственных и складских помещений;
  • изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, производственной документации, позволяющих установить факты отступлений от технологии производства с целью экономии сырья и создания неучтенной продукции;
  • допрос лиц, производивших проверку;
  • допрос подозреваемых;
  • обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых с целью обнаружения доказательств преступной деятельности;
  • назначение экспертиз (криминалистических, финансово-экономических, технологических, товароведческих).

Расследование фальшивомонетничества. Под термином "фальшивомонетничество" понимается изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных бумажных денег или металлической монеты, а также ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ст. 186 УК). С точки зрения методики расследования к фальшивомонетничеству весьма близка подделка в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК).

Содержание и очередность планируемых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от поводов и оснований к возбуждению уголовного дела. Наиболее распространены следующие исходные ситуации:

1) о фактах фальшивомонетничества или подделки ценных бумаг следователю становится известным из оперативных данных, полученных в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий;

2) задержание фальшивомонетчика с поличным;

3) в обращении обнаружены фальшивые денежные знаки или ценные бумаги;

4) о фактах фальшивомонетничества становится известным из ориентировок Интерпола.

В качестве мер пресечения и предупреждения фальшивомонетничества следует практиковать детальный инструктаж кассиров и иных лиц, имеющих дело с оборотом денег и ценных бумаг, о способах их подделки и выявления фальшивок, а также разъяснять им, как следует задержать сбытчика фальшивок. Важным представляется систематическая проверка состояния сигнализации, связывающей кредитно-финансовые учреждения с органами милиции.

Расследование контрабанды. Контрабандой закон считает перемещение в крупном размере через таможенную границу России товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УКРФ). Суть контрабанды – тайное или обманное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей.

Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело и проводятся следующие следственные действия.

В процессе расследования возбужденных уголовных дел о фактах контрабанды ориентируются соседние пограничные переходы и таможенные структуры. Выясняется, не имели ли места случаи контрабанды, со стороны тех же лиц, повлекшие за собой лишь административную ответственность, в чем они заключались, не носили ли характера неких пробных действий. По результатам расследования должны быть установлены обстоятельства, способствующие совершению подобных преступлений, и приняты надлежащие меры профилактического характера, относящиеся к режиму пограничной охраны и функционированию таможенных органов.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: