Организация раскрытия и расследования преступлений на первоначальном этапе производства по уголовным делам.

 


Деятельность органов дознания, следственных аппаратов, оперативно-розыскных подразделений и специалистов на первоначальном этапе производства по уголовным делам многовариантна и определяется выявлением признаков преступлений:

а) оперативно-розыскными органами в процессе оперативно-розыскной деятельности;

б) органами расследования при осмотре мест происшествий;

в) органами расследования и прокурором непосредственно из поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях либо в процессе их проверки.

Организаторская деятельность субъектов управления на первоначальном этапе производства по уголовным делам включает: а) создание условий для своевременного и активного выявления оперативно-розыскным и иным путем признаков преступлений, их раскрытия, расследования, предупреждения и пресечения; б) обеспечение готовности подразделений органов внутренних дел и исправительно-трудовых учреждений к раскрытию внезапно совершаемых преступлений; в) организацию деятельности дежурных частей, органов дознания, следователей, специалистов, экспертов, оперативных сотрудников и сотрудников других служб на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений, их пресечения и предупреждения в течение первых суток после поступления информации об их совершении; г) организацию раскрытия, расследования, пресечения и предупреждения преступлений в течение последующих суток первоначального этапа производства по уголовным делам.

К организационным мерам по созданию условий для успешного выявления, раскрытия, расследования, пресечения и предупреждения преступлений относятся меры, обеспечивающие планируемое инициативное выявление оперативно-розыскной информации, а также незамедлительное поступление в органы внутренних дел иной информации, круглосуточный прием заявлений (сообщений) и других данных о преступлениях и происшествиях дежурными частями, иными подразделениями и сотрудниками на их рабочих местах; к организационным мерам относится также планируемое принятие мер, обеспечивающих:

— оборудование охранной сигнализацией объектов;

— телефонизацию микрорайонов, в которых наиболее часто совершаются хулиганства, грабежи, разбойные нападения, вымогательства, изнасилования, убийства и другие опасные преступления;

— расширение каналов связи "02";

— организацию наблюдения за квартирами и другими объектами, оставляемыми на значительное время без присмотра;

— организацию охраны общественного порядка и безопасности в местах наиболее концентрированного скопления населения и противоборствующих преступных группировок и формирований (на рынках, стадионах, в местах отдыха, в районе кинотеатров, магазинов и т. п.);

— проведение разъяснительной работы среди населения и т. п.

Повышенное внимание следует уделять использованию процессуальных и оперативно-розыскных возможностей для выявления, задержания и водворения в изоляторы временного содержания подозреваемых и проведению с их участием следственных действий. Для этого необходимо обеспечить круглосуточный доступ следователей, дознавателей, экспертов-криминалистов, оперуполномоченных и оперативны: дежурных к местным и централизованным криминалистическим, оперативно-розыскным, профилактическим и справочным учетам, к информационно-поисковым системам, решать проблему ряда организационных мер.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: