Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела.

 


Как правило, от способа выявления или обнаружения преступления, содержания исходных сведений зависит программа работы следователя на первоначальном этапе: совокупность выдвигаемых и проверяемых версий, система следственных и иных (оперативно-розыскных, проверочных) мероприятий.

Налоговые преступления в значительной мере отличаются от общеуголовных. Вследствие этого, признаки налоговых преступлений могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут не выделяться на общем фоне правомерной деятельности. Следует отметить, что к неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как небрежность, отсутствие профессионализма.

К числу явных признаков налогового преступления следует отнести: полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению; несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных — учетных, учетных — отчетных; наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т. д.); уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных); инсценировка несчастного случая (пожар, затопление), банкротства или кражи.1

Учитывая специфику признаков налоговых преступлений можно сделать вывод о том, что типичными источниками информации о совершении налоговых преступлений могут быть сведения, полученные от лиц определенной категории: продавцов, не участвующих в налоговом преступлении, не осознающих факт его совершения; очевидцев каких-либо криминальных операций, не отдающих себе отчет в их сути — как правило, это секретари, шоферы, работники охраны и другие сотрудники предприятий и организаций.

Также к типичным источникам информации о налоговом преступлении можно с уверенностью отнести данные, полученные от ревизионных, аудиторских проверок, и сведения от членов инвентаризационных комиссий.

Однако следует признать то обстоятельство, что чаще всего источниками первичной информации о налоговом преступлении являются сведения, полученные от налоговых инспекторов, работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондов обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, сотрудников оперативных подразделений налоговой полиции, сотрудников служб и подразделений по борьбе с экономической преступностью.

Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям являются ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, запросы и проверки налоговых инспекций и проверки, которые проводят работники государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Орган дознания или следователь вправе возбудить уголовное дело при наличии к тому повода и оснований. Практика свидетельствует о том, что поводами к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях в большинстве случаев являются: непосредственное обнаружение налоговых преступлений подразделениями налоговой полиции, сообщениями налоговых инспекций и территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов.

Как правило, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды первостепенное значение имеет анализ акта налоговой проверки или акта проверки исчисления и уплаты страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: