Осмотр места происшествия по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

 


Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются: а) установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; б) предположительная классификация ДТП; в) направленность движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации; г) местонахождение и действия участников в момент самого ДТП; д) положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП; е) состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами, работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время — осветительные приборы.

В начальной стадии осмотра следователь должен получить представление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: а) тип и состояние дорожного покрытия; б) ширину и разметку дороги, ее обустройство; в) характеристику прилегающих участков; г) наличие дорожных знаков; д) обзорность; е) видимость; ж) освещенность;з) интенсивность и плотность движения; и) наличие помех движению и дефектов дороги.

Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролившейся жидкости (топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости); следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечается зона распределения, следов и объектов, размеры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень и пр.).

Если транспортное средство (ТС) опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль.

Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Затем переходят к осмотру транспортного средства, сочетая его с некоторыми проверочными действами технического состояния: отмечают местоположение транспортного средства в заключительной стадии ДТП. Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения на ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение краски, грязи.

При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируются пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.

Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорвана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от подошвы стопы.

Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между объектами.

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: