Методика расследования экологических преступлений.

 


Существует довольно большое количество различных следственных ситуаций, но можно выделить несколько наиболее распространенных:

1) первичная информация о факте загрязнения, порче, повреждении земли, водной и воздушной среды и иных объектов экологической защиты поступает от органов, осуществляющих государственный экологический контроль. Основными контрольными органами являются Министерство природных ресурсов и организации санитарно-эпидемиологического надзора. Частично контрольные функции осуществляют органы Госгортех-надзора и Госатомнадзора. В поступивших материалах проверок обычно содержатся сведения об обстоятельствах происшествия; его источниках; наиболее вероятных причинах; факте нарушения нормативов предельно допустимых вредных воздействий, влекущих за собой загрязнение окружающей природной среды. Такая ситуация чаще всего возникает при загрязнении рек, озер, морей, земли, реже воздушных бассейнов. С момента загрязнения обычно проходит незначительное время;

2) первичная информация та же, что и в первой ситуации, но с момента загрязнения до возбуждения уголовного дела прошло много времени. Следы загрязнения сохранились частично или почти исчезли. Источники загрязнения в прежнем виде не сохранились. Есть документы и свидетели;

3) первичные материалы составляют сообщения отдельных граждан, общественных экологических организаций о факте загрязнения. Дело возбуждается по материалам проведенного осмотра места происшествия. Следы загрязнения почти полностью сохранены.

Осмотр места происшествия и других объектов в ситуации, когда сохраняются следы содеянного, целесообразно проводить как можно быстрее. Осмотр желательно проводить с участием соответствующих специалистов.

В качестве свидетелей допрашиваются:

1)очевидцы загрязнения;

2) лица, первыми обнаружившие этот факт;

3) работники контрольных органов;

4) должностные лица, рядовые работники предприятия и другие лица.

Основной задачей допроса свидетелей является собирание информации:

1) об обстоятельствах и признаках загрязнения воды, воздуха, почвы и т. д.;

2) об ухудшении состояния природных объектов (о снижении качества воздуха, воды, непригодности к использованию);

3) о механизме и причинах загрязнения;

4) о лицах, ответственных за случившееся; об организационных, технических и иных недостатках производственной деятельности, способствовавших содеянному.

При расследовании могут назначаться экологические экспертизы, в ходе которых решаются вопросы, связанные с ветеринарией, ихтиологией, биологией, химией, техникой, медициной, гидрометеорологией и другими науками. В качестве экспертов желательно приглашать специалистов соответствующих научно-исследовательских и высших учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законов об экологической охране природы. В целях наиболее продуманного назначения судебных экспертиз и наилучшей подготовки материалов для их производства целесообразно до их назначения проконсультироваться со специалистами, проводившими ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: