Приемы получения образцов письменной речи для сравнительного исследования. Вопросы, решаемые автороведческими экспертизами.

 


Следователь должен иметь в виду, что возможности анализа признаков письменной речи зависят от объема и назначения рукописи. Так, в небольших стандартных текстах (заявление, расписка и т.п.) зачастую не удается выявить индивидуализирующие признаки письменной речи, специфичный текст (юридический, математический и т.п.) также затрудняет исследование.

При проведении экспертизы в отдельных случаях важное значение имеют данные об условиях написания теста, психическом и физическом состоянии автора-исполнителя. Эксперту важно также иметь определенные сведения о нем: возраст, образование, профессия, место рождения, родной язык, знание иностранных языков, в каких местностях проживал и какое время, страдает ли алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями и др.

Следует подчеркнуть, что исследование письменной речи требует большего по объему сравнительного материала, чем исследование почерка. Так, свободные образцы должны быть представлены, по возможности, в объеме 10-15 листов рукописного текста. Экспериментальные образцы необходимо отбирать в виде текстов, которые представляют собой изложения на темы, избранные самим подозреваемым, а также предложенные следователем и выполненные не менее 5 раз. Целесообразно также и написание текстов под диктовку следователя. В данном случае рекомендуется обеспечить употребление слов и предложений, в которых при написании документа автор-исполнитель допускал, соответственно, орфографические и пунктуационные ошибки.

Образцы (как свободные, так и экспериментальные) должны быть сопоставимы с исследуемым документом:

  • выполнены в рамках одного и того же стиля (например бытовой стиль предполагает письма, жалобы; официально-деловой – заявления, объяснения; публицистический – статьи, рецензии и др.);
  • содержание образцов должно охватывать ту же или близкую по смыслу тематику;
  • объем рукописного материала образцов должен быть значительно большим, чем исследуемый; это достигается не только объемом одного документа, но и числом повторений.

Следователь должен знать, что ряд случаев обусловливает обоснованный отказ эксперта от дачи заключения:

  • ограниченность языкового материала;
  • разный стиль исследуемого документа и образцов;
  • недостаточный объем сравнительного материала;
  • неправильная постановка вопросов.

Таким образом, в качестве фактора повышения оптимизации использования специальных знаний необходимо отметить целесообразность привлечения к подготовке материалов эксперта, специализирующегося на проведении автороведческих экспертиз.

 

В отдельных случаях исполнитель и автор анонимного рукописного документа являются разными лицами (исполнение под диктовку или переписывание с оригинала). При решении вопроса об авторе документа исследованию подлежат признаки письменной речи (стилистические, грамматические, лексические), которые отражаются в рукописи. Эти признаки отражают стиль (манеру) изложения содержания текста, общий уровень грамотности, словарный запас, особенности языка. Указанные признаки в совокупности содержат информацию, позволяющую создать социально-биографический и психологический портрет автора. В случаях, когда автор и исполнитель являются одним лицом, при экспертном исследовании используются как признаки почерка, так и признаки письменной речи.

Автороведческая экспертиза может оказать существенную помощь на первоначальном этапе расследования, когда в качестве ориентирующей информации можно использовать выводы эксперта о социально-биографическом облике автора документа. Вероятные суждения эксперта могут оказать помощь следователю в построении версий, определении направления расследования, а также круга подозреваемых. При проведении оперативно-розыскных мероприятий для этих целей могут быть использованы розыскные таблицы, в которые включаются общие и частные признаки почерка и письменной речи, позволяющие предварительно выделить автора-исполнителя при изучении широкого круга рукописных документов.

Основными задачами автороведческой экспертизы являются: установление автора конкретного документа; выявление фактов неидентификационного (диагностического) характера (социально-биографический портрет автора документа; установление факта намеренного изменения признаков письменной речи; выяснение принадлежности текста к определенному стилю речи).

Объекты автороведческой экспертизы:

  • тексты, выполненные рукописным (в отдельных случаях – машинописным, компьютерным) способом. Оптимальный объем исследуемого рукописного материала – 1,5-2 страницы стандартного листа;
  • свободные и экспериментальные образцы текста;
  • материалы уголовного дела (по согласованию с экспертом).

На разрешение автороведческой экспертизы могут быть поставлены следующие основные вопросы:

№ п/п

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы

Материалы, необходимые для проведения экспертизы

1

Не является ли автором данного анонимного письма гр. Н.?

1. Вещественное доказательство – анонимное письмо.
2. Образцы почерка и письменной речи гр. Н.

2

Каков социально-биографический портрет автора данного рукописного документа?

Вещественное доказательство – рукописный документ

3

Не является ли письменная речь представленного документа намеренно искаженной?

Вещественное доказательство – исследуемый документ

Предыдущие материалы: Следующие материалы: