Понятие и научные основы почерковедческих исследований.

 


Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.

В последние годы письменный способ составления документов все чаще заменяется электронным. В таких документах смысловое содержание может быть выражено с помощью математических символов, кодов, шифров, компьютерных программ и т. д. Проблемы установления авторства таких документов еще требуют своей разработки. Что же касается звуковых документов, т. е. составленных в помощью звукозаписывающей техники, то в них фиксируется не письменная, а устная речь, которая имеет свои особенности по сравнению с письменной: специфику в речевую информацию вносит и процесс звукозаписи. Поэтому фонодокументы изучаются в другом разделе криминалистики - видеофоноскопии.

Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедение объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью и почерком. В практической и юридической деятельности более значимо разграничение данных областей знания, поскольку это позволяет более чётко представлять объекты и задачи автороведческой и почерковедческой экспертиз, их возможности и, следовательно, правильно назначать эти экспертизы, необходимость в которых связана с тем, что нередко при изготовлении поддельных документов, например анонимных писем, автор и исполнитель являются разными лицами. В некоторых случаях требуется установить отдельные характеристики личности: пол, возраст, национальность и т. д. Данные вопросы решаются той и другой экспертизой, но каждая из них использует информацию только своей области знания. Криминалистическая значимость такой информации различна, и это должны уметь оценивать юристы. Смешение объектов и задач данных экспертиз, допускаемое в литературных источниках, приводит на практике к тому, что практические работники не всегда правильно ориентируются в возможностях данных экспертиз, что затрудняет их правильный выбор при назначении.

Судебное почерковедение, являясь разделом науки криминалистики, изучает закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы его исследования в целях идентификации исполнители рукописи.

По мере накопления в судебном почерковедении знания о закономерностях, участвующих на разных этапах формирования почерка, они были детализированы и разделены на несколько уровней:

1)общенаучные закономерности, изучаемые в физиологии

(закономерности формирования динамического стереотипа вообще);

2) частные закономерности, конкретизирующие нейрофизиологический механизм формирования и функционирования письменно-двигательных навыков, лежащих в основе почерка;

3) собственно почерковые закономерности, объясняющие природу и свойства почерка.

Для обозначения закономерностей второго уровня в судебном почерковедении было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия «динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном почерковедении для обозначения нейро-физиологических особенностей формирования почерковых навыков.

Таким образом, объектом изучения судебного почерковедения является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лег следующим образом: «Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений».

Можно предложить и такое определение: «Почерк - это динамическая саморегулирующаяся система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма».

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий:

-технической;

-графической;

-орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся:

-состояние органов зрения;

-строение костно-мышечного аппарата руки;

-степень его подвижности;

-особенности нервной системы;

-прилежность;

-навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются:

-система обучения;

-продолжительность тренировки;

-условия в которых приходится писать;

-пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.

В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков,

Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки     именно  так,  а не иначе,  обусловлено воздействием на процесс      формирования      навыка      большого      комплекса      внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся:

• анатомические;

• биомеханические:

• физиологические;

• психические особенности личности;

•  типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние;

•   состояние органов зрения;

• особенности зрительного восприятия и памяти;

• волевые качества;

• целевая установка на обучение и т. д.

Ко второй труппе, т.е. к внешним факторам относятся:

• методика обучения письму;

• обстановка, в которой проходит обучение;

• дальнейшая практика.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: